Наша любимая группа "Солнышко"
Консультация для родителей "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складыванияиз бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным иразвивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра. Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателяпервых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, какдидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысячаразнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазиялюдей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный,весёлый, добрый и не на что непохожий» В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и еёразвитием»2 . В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалоеразвитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичноепроявление общего недоразвития моторики». Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателейготовности ребенка к успешному обучению в школе. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляетсяартикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости отстепени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движенийпальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимыхумений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важнаименно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение частоприводит к формированию неправильной техники письма). Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия:миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, кобщечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес ктворчеству. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций кболее сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первыхпроявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка.Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому временион должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Еговосприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность,управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно,подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формыволевого управления поведением. Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средстваинтеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К нимможно отнести: Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей.Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, каксгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает удетей способность работать руками под контролем сознания, у нихсовершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходитразвитие глазомера. Оригами способствуетконцентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессеизготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромноезначение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения,художественного вкуса. Оригами стимулирует иразвитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнитьпоследовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами активизируетмыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникаетнеобходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) сословесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения впрактическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствуеттрудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Оригами способствуетсозданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются вигру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершаютпутешествие в мир цветов и т. д. В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основнымигеометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.),одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогутлегко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части,что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают многонового, что относится к геометрии и математике. Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждениярасширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближаютдетей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детямудовлетворять познавательные интересы. Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитиеребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.
Список использованной литературы:
1. Афонькин С. Ю.Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким,1996. – 207 с. 2. Бехтерев В.М. Умоми сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. –284с 3. Программавоспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 205с. 4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академияразвития, 1997. – 222 с. 13 ноября 2016 в 11:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.